Отчёты бывалых:

Bangkok Bank выпустил первые в Таиланде бесконтактные к

News image

Bangkok Bank, крупнейший коммерческий банк Таиланда, в сотрудничестве с международной платежной системой Visa International и оператором надземного метрополитена Бангкока SkyTrain, пе...

Принят закон, запрещающий разговоры за рулем в Таиланде

News image

С 8 мая 2008 года в Таиланде начнет действовать запрет на использование мобильного телефона во время вождения. Тайские водители умудряются разговаривать по...

Погода:

Экзотика:

10 ПРИЧИН ОТДОХНУТЬ В ТАИЛАНДЕ

News image

1.       Тайский массаж. Хотя не все современные медики сразу признают це...

Петухи и петушки

News image

В один из самых жарких дней, какой только можно было вы...

Курортный Таиланд:

Правила хорошего тона

Тайцы отличаются особой опрятностью в одежде. Оборванные джинсы и поношенные футболки внушают им отвращение. Шорты (это, кстати, распространяется и на му...

Остров Самуй

Самуй - третий по величине остров Таиланда. Его население, превышающее 40 тыс. жителей, живет рыболовством, выращиванием кокосовых орехов и иностранным ту...

Природа

В лесах Таиланда обитают свыше 300 видов млекопитающих, в числе которых - тигры, леопарды, бамбуковые медведи, гиббоны и самая большая (о...

Авторизация




Организация пространства
Путеводитель - Культура Тайланда

организация пространства

Относительное друг друга размещение в пространстве определяется декартовой системой координат с вертикальной осью (оппозицией верха и низа) и горизонтальной осью (оппозицией правой и левой сторон), а так же ориентацией по сторонам света и символикой различных частей тела. Ребенку изначально прививают способность ориентироваться по частям света и все время знать, где находится север.

Лестница приоритетов такова: север выше и благоприятнее юга (юг ассоциируется со смертью, тело умершего кладут головой на юг). Запад так же неблагоприятен, с ним связывают все неприятности. Самоубийц, напр., принято хоронить головой на юго-запад, подчеркивая тем самым дважды неблагоприятную природу такой смерти.

Оппозиция «мужчина-женщина» так же связана со сторонами света. Мужчине по умолчанию достается север и восток, женщине – юг и запад. Север тут означает буквально верхнее положение по отношению к женщине, т.е. мужчина всегда находится над женщиной. В спальнях деревенских домов можно увидеть столбы для одежды. «Благоприятный столб», находящийся в восточной части спальни предназначен для мужской одежды, «столб госпожи» для женской одежды - в западной стороне.

Такой критерий социальной иерархии как старшинство так же ассоциируется с направлением. Так, старшие занимают северную часть спальни, младшие – южную.

Правая рука несет смысл благоприятности, левая – наоборот. Поэтому на приемах или во время церемоний младшие должны сидеть слева от старших, жены – слева от мужей. Нельзя передавать что-либо старшему левой рукой.

Прежде чем вступить в разговор со старшим человеком, необходимо занять более низкое положение по отношению к нему. Слуги и члены хозяйской семьи, кроме детей, ведут себя как более младшие по отношению к хозяину дома, несмотря на их реальный возраст. Когда приглашают в дом монаха, все члены семьи, включая старшего, должны сидеть ниже монаха.

Игнорирование границ «низкий-высокий», «левый-правый» равноценно нарушению табу и приводит к бедствию. Когда хотят сказать, что человек плохо воспитан, говорят о «неразличии им верха и низа, левого или правого».

Данная концепция легла в основу построения традиционного тайского дома, который имеет несколько уровней (минимум два). Разница между уровнями составляет от 20-ти до 40-ка сантиметров. Эти уровни используются для размещения в них людей или вещей соответствующего статуса или значимости. Самый низкий уровень – входная платформа, чуть выше – купальня и гостиная, еще выше – спальня. Циновка для уважаемого гостя всегда будет находиться выше кухонной и другой бытовой утвари. Как горизонтальной, так и вертикальной иерархии уделяется огромное значение даже в атмосфере расслабленного состояния. Лежащий никогда не направит ноги в сторону головы другого человека.

Организация жилища тайцев всегда основывалась на трех принципах: по отношению к человеку, по отношению к частям света и по отношению к группе домов. Ориентация же проводилась с учетом направления русла и течения ближайшей реки: конек кровли ставился параллельно течению реки, а тело спящего должно было располагаться перпендикулярно по отношению к коньковому брусу (причем никогда – в сторону головы спящего в соседнем доме). Некоторые тайские народы (шаны, лы) заменяли направление течения реки осью север-юг. Правила соединения домов, помимо предписаний ориентации ног спящих по отношению к спящим в соседних домах, связаня с правилом послебрачного поселения в доме родителей девушки. У юанов (Чианграй) это двойной дом, у сиамцев – усложнение планировки одного дома. Возможно наличие нескольких домов для девушек в семье, ограниченных одним забором. Самый высокий уровень в северо-тайском доме (бун тыон), где сосредоточена сила хозяина, предназначен для ритуалов подношений (тхам бун) своему духовному наставнику.

Таким образом, внутренняя планировка тайского дома – это сложная структура зон, различающихся по своей ориентации, функциям, сакральности и престижности, имеющая несколько уровней пола, разделенными между собой стенами, порогами, дверями, лестницами и просто воображаемыми границами.

Кстати, под входными порогами раньше хоронили прах усопших родственников, дух которых был призван охранять жилище. Поэтому нельзя наступать на пороги в тайских домах. В данный момент там вряд ли будет прах умершего, но подразумевается, что там есть дух, которого нельзя оскорблять. Порог надо переступать, не наступая на него. Это правило касается абсолютно всех домов (не только жилых) и храмов.

Эта концепция строительства домов и организации в них жилых пространств отражает в первую очередь взаимоотношение человека с окружающей средой, она свидетельствует о сложной иерархии внутрисемейных отношений и регламентирует в доме поведение домочадцев, гостей, общины. В этом заложен глубокий социальный смысл, где переплетены основные линии взаимодействий между членами общины, между общиной и государством, и отношение их всех к природе.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


The Elegance Suite 3*

News image

(Зэ Элеганс Суит - Bangkok) Отель расположен в самом центре Бангкока, поблизости от нескольких торговых и ра...

Central Wong Amat 4*

News image

(Централ Вонг Амат - Pattaya) Отель расположен в северном пригороде Паттаи в 5 минутах езды от це...

Dynasty 3*

News image

(Династи - Bangkok) Этот отель предпочитают студенты, приезжающие в Бангкок, за счёт его удобного расположения на те...

Felix Arnoma 4*

News image

(Феликс Арнома - Bangkok) Сеть отелей SWISSOTEL не нуждается в рекламе, во всем мире авторитет ее не...

Royal Benja 3*

News image

(Роял Бенджа - Bangkok) отель Расположен В центральной части г Бангкок на улици Сукимвит в 26 км...

Montien Pattaya 4*

News image

(Монтеин Паттая - Pattaya) Отель Montien Pattaya входит в известную группу Montien. Расположен в центре Паттайи, в ...